Опера Аида, Четвертое действие

Четвертое действие. Первая картина. Зал в царском дворце. Большая дверь ведет в подземелье, где жрецы творят суд. Беспокойное вступление к этой картине основано на лейтмотиве ревности Амнерис. Амнерис одна у подземелья. Она глубоко страдает. Горячо любя Радамеса, она желает его спасти. Но как это сделать? Она приказывает страже привести к ней Радамеса. Его вводят. Амнерис обещает Радамесу свободу и жизнь при условии, чтобы он отказался от Аиды и подарил ей свою любовь. Но Радамес не в силах забыть Аиду; он готов за нее идти на смерть. По знаку Амнерис стража уводит Радамеса.

Начинается мрачное шествие жрецов в подземелье на суд. В оркестре в низком регистре зловеще звучит лейтмотив жрецов; в его равномерном, неуклонном движении есть нечто роковое.



Глухо из подземелья доносится хор жрецов, обращающихся к богам за правосудием. Унисон басов а capella способствует мрачному настроению, элементы пентатоники, черты ладовой переменности, распевание одного слога в конце каждой фразы придают этой музыке восточный характер:

Вся сцена суда представляет собой изумительный образец музыкально-сценической двуплановости: из подземелья доносятся голоса Рамфиса и хора, учиняющих допрос Радамесу, который упорно молчит.

На переднем плане глубоко страдающая Амнерис молит богов о пощаде:

Здесь впечатляет яркий контраст: сухому и жесткому речитативу жрецов противопоставляются полные неизбывной тоски и страдания фразы Амнерис с характерными стонущими интонациями. Все это повторяется трижды, каждый раз на полтона выше, что создает впечатление растущего напряжения. Наконец жрецы, не добившись ответа от обвиняемого, объявляют страшный приговор: Радамес будет погребен заживо. Амнерис посылает проклятье жрецам за столь жестокий приговор.

Вторая картина. Мрачное подземелье, в котором томится Радамес, ожидая смерти. Над подземельем храм Вулкана. Готовый к смерти, Радамес мечтает о счастье Аиды. Вдруг он слышит странный шум; что это -- виденье, призрак? Нет, то не призрак: перед ним стоит Аида, тайно пробравшаяся в подземелье, чтобы умереть вместе с ним. Из храма доносится молитвенное пение жриц (та же мелодия, что и во второй картине первого действия, но в другой тональности: ре-бемоль мажор вместо ми-бемоль мажора).

Последний предсмертный дуэт Аиды и Радамеса принадлежит к наиболее вдохновенным мелодиям Верди:






Чрезвычайное своеобразие, одновременно напряженность и особую мягкость и тонкость придают этой мелодии интервалы большой септимы и увеличенной кварты. В ней есть светлая грусть. Сначала мелодия проходит у Аиды; затем ее повторяет Радамес, и они поют ее вместе на фоне молитвенного пения в храме и речитатива Амнерис, молящей богиню послать прощение Радамесу. Мелодией последнего дуэта на нежнейшем pianissimo в высоком регистре просветленно и умиротворенно заканчивается опера. Эта музыка оставляет в сознании слушателя не впечатление мрачной безнадежности, а образ всемогущей любви, преодолевающей смерть.

Советуем посетить: