Опера Аида, Описание

Опера Верди <<Аида>> написана на древнеегипетский сюжет. Либретто оперы принадлежит Гисланцони. По театрально-постановочному стилю <<Аида>> -- <<большая>> опера с массовыми сценами, торжественными шествиями, мощными ансамблями. Но <<Аида>> -- не только декоративно-помпезная опера для блестящего, эффектного спектакля: в ней осуществлено органическое единство театрального стиля <<большой>> оперы и лирикопсихологической драмы, получившей глубокое музыкальное воплощение.

Музыка <<Аиды>>, итальянская в своей основе, имеет в некоторых сценах и эпизодах восточный характер (пение и танец жриц во второй картине первого действия, отдельные моменты в третьем действии -- на берегу Нила и др.), что сказывается прежде всего в области ладогармонической (звукоряд с двумя увеличенными секундами, мажоро-минор). Эти ориентализмы определяются сюжетом, обстановкой и местом действия оперы.



Оркестр в <<Аиде>> чрезвычайно колоритен, богат и разнообразен в тембровом отношении. Он нигде не ограничивается только аккомпанирующей функцией, а всегда активно участвует в раскрытии драматических ситуаций и душевного мира героев. Если в операх Верди до 50-х годов вокальная сфера явно преобладает над инструментальной, то в <<Аиде>> достигнуто единство и равновесие между ними. Моментами оркестр <<Аиды>> поражает мастерством и тонкостью колорита: таковы начало сцены на берегу Нила (третье действие), заключительная сцена оперы (предсмертный дуэт Аиды и Радамеса).

Оставаясь верным принципам реалистической музыкальной драматургии, Верди в <<Аиде>> обнаруживает значительный прогресс после <<Риголетто>> и <<Травиаты>>, обогащая оперу новыми достижениями. Действие оперы развивается напряженно, динамично и состоит из больших драматических сцен, а не из отдельных замкнутых номеров (за исключением романса Радамеса в первом действии). Эта же тенденция наблюдается и в предшествующих операх Верди, но в <<Аиде>> она становится одним из ведущих музыкально-драматических принципов. Гармонический и полифонический язык становится богаче и тоньше, заметное значение приобретают лейтмотивы.

В опере ярко и рельефно противопоставлены друг другу два контрастных начала, заключающих в себе основной конфликт: светлый, чистый образ Аиды, с ее пламенной любовью, и суровый образ жрецов, воплощающих темную силу угнетения и деспотизма. Каждый из образов имеет свой чрезвычайно выразительный лейтмотив. На противопоставлении этих двух лейтмотивов основано вступление к опере, в котором дана экспозиция основного конфликта. Один из лейтмотивов -- лейтмотив любви Аиды. Им начинается вступление к опере:

Мягкая, прозрачная звучность скрипок в высоком регистре, хроматизмы, тонкое контрапунктическое двухголосие, сочетание мажора и одноименного минора ( см. 3-й такт ) придают музыке характер нежного томления.

Второй лейтмотив, звучащий во вступлении, характеризует суровых и непреклонных жрецов. Развивается он полифонически (имитационно):

Интересно контрапунктическое сочетание обоих лейтмотивов -- непосредственное столкновение двух враждебных сил:

Заканчивается вступление утверждением и развитием лейтмотива любви Аиды.

Вступление к опере является экспозицией ее основных, противостоящих друг другу образов, характеризующих враждебные силы; вместе с тем смысл вступления, как и оперы в целом, -- в утверждении светлого начала.

Советуем посетить: