Опера Риголетто, Описание

Опера Верди <<Риголетто>> написана на сюжет драмы Виктора Гюго <<Король забавляется>>. Идейная сущность оперы, как и драмы Гюго, -- в осуждении того строя, который порождает социальное неравенство, в горячем сочувствии угнетенным и поруганным в лице придворного шута Риголетто и его горячо любимой дочери Джильды.

Все действие оперы развивается на основе контрастов: резко противостоящие друг другу образы Герцога и Риголетто; мрачное проклятье старца Монтероне во время придворного бала; полная гневной ярости ария Риголетто <<Куртизаны, исчадье порока>> -- и насмешки придворных; легкомысленная песенка Герцога <<Сердце красавицы>> -- и зловещая обстановка убийства Джильды.

Среди образов оперы наиболее сложен и многогранен Риголетто: он -- придворный шут, развлекающий и смешащий аристократическое общество Герцога; горячо любящий и страдающий несчастный отец; беспощадный мститель. Все эти различные стороны образа главного героя находятся между собой в неразрывном единстве и получают в опере Верди яркую музыкальную характеристику.



Трагедия Риголетто, теряющего единственную любимую дочь, составляет драматический стержень оперы. Источником его трагедии, как предчувствует сам Риголетто, является грозное проклятье старого графа Монтероне.

Поэтому основной и, пожалуй, единственный лейтмотив оперы -- лейтмотив проклятья, которым начинается оркестровое вступление. Это даже не столько лейтмотив, сколько лейтгармония. Мрачный, патетический до минор, аккорд с увеличенной секстой и следующий за ним уменьшенный септаккорд -- все эти средства способствуют созданию трагического образа. Упорно повторяющийся один звук в пунктирном ритме создает впечатление чего-то рокового, неотвратимого, фатального:

Страдания Риголетто выражены в характерных стонущих интонациях:

Такова первая часть вступления к опере. Мрачная, трагическая музыка сменяется танцевальной музыкой бала, непосредственно вводящей в действие.

Советуем посетить: