Опера Риголетто, Первое действие

Первое действие. Первая картина. Придворный бал у Герцога. Танцы. Герцог разговаривает с одним из своих приближенных и в знаменитой балладе раскрывает ему свою мораль аристократа, для которого смысл жизни в непрерывных ухаживаниях за женщинами -- сегодня за одной, а завтра за другой. Баллада имеет характер легкой, изящной итальянской канцоны:



Герцог подтверждает эту <<мораль>>: под звуки грациозного менуэта он объясняется в любви графине Чепрано:

Внезапно танцевальная музыка прерывается грозным голосом старца Монтероне, пришедшего сюда с проклятьем за поруганную честь его дочери. Снова господствует уменьшенный септаккорд как одна из лейтгармоний проклятья:

Риголетто шутовски насмехается над Монтероне. В оркестре изображаются ужимки шута:

Монтероне разражается страшным проклятьем, которое отныне как неумолимый рок висит над Риголетто.

Вторая картина. Глухая улица в предместье, где живет дочь Риголетто Джильда. Поздний вечер. Риголетто, закутанный в плащ, вспоминает ужасное проклятье старца. В оркестре звучит мрачная гармония проклятья:

К Риголетто подходит бандит Спарафучиле. Между ними начинается разговор, во время которого Риголетто узнаёт в своем собеседнике профессионального убийцу, способного за деньги отправить на тот свет кого угодно, даже знатного вельможу. Таинственный, зловещий разговор проходит на фоне сумрачной музыки в оркестре. Низкий регистр, глухой тембр виолончелей pianissimo, исполняющих основную мелодию, -- все это придает ночной сцене таинственность:

Эта небольшая сцена представляет собой единственный в своем роде мрачный ноктюрн. Центральными по значению во второй картине являются две дуэтные сцены: Джильды и Риголетто, Джильды и Герцога. Радостно-возбужденная музыка, резко контрастирующая с зловещим мраком предыдущей сцены, характеризует встречу отца с дочерью:

Начинается большая дуэтная сцена Риголетто и Джильды. Она умоляет отца открыть, кто ее мать. В нежной, проникновенной мелодии Риголетто вспоминает о смерти супруги и называет Джильду своей отрадой, своим утешением:



С большим волнением Джильда реагирует на слова отца: беспокойный характер музыки передает ее душевное состояние:


Риголетто просит Джильду быть осторожной и не выходить из дома, чтобы ее никто не видел. Служанке Джиованне он дает наставление беречь Джильду. В ласковой мелодии, которую поет Риголетто, слышится безграничная любовь его к Джильде:


Сцена Герцога и Джильды представляет собой любовный дуэт. Вначале Джильда пугается, но затем поддается любовным речам Герцога, выраженным в музыке нежной вальсообразной мелодией. Джильда отвечает ему тем же:

<<Как твое имя?>> -- спрашивает его Джильда. <<Меня зовут Гвальтьер Мальде, -- отвечает Герцог, -- я бедный студент>>. Слышны чьи-то шаги... пора расстаться. Полон волнения и стремительности дуэт расставания:

Оставшись одна, переполненная любовью, поет Джильда свою знаменитую арию. <<Гвальтьер Мальде>> -- называет она в речитативе дорогое имя возлюбленного ( см. пример 198 ).

В простой песенной мелодии арии раскрывается нежность Джильды, женственность и мягкость ее любящей натуры ( см. пример 199 ):





Ярким контрастом к предыдущему эпизоду является сцена похищения Джильды, сопровождающаяся чрезвычайно выразительным мужским хором <<Тише, тише!>>. Быстрый темп, непрерывное staccato, характерный прерывистый ритм, глухое pianissimo создают впечатление таинственного шепота:


Особенно колоритны и характерны следующие тональные сдвиги по целым тонам:


Советуем посетить: