Опера Риголетто, Первое действие
Первое действие. Первая картина. Придворный бал у Герцога. Танцы. Герцог разговаривает с одним из своих приближенных и в знаменитой балладе раскрывает ему свою мораль аристократа, для которого смысл жизни в непрерывных ухаживаниях за женщинами -- сегодня за одной, а завтра за другой. Баллада имеет характер легкой, изящной итальянской канцоны:
![](/gverdi/6/6.jpg)
Герцог подтверждает эту <<мораль>>: под звуки грациозного менуэта он объясняется в любви графине Чепрано:
![](/gverdi/6/8.jpg)
Внезапно танцевальная музыка прерывается грозным голосом старца Монтероне, пришедшего сюда с проклятьем за поруганную честь его дочери. Снова господствует уменьшенный септаккорд как одна из лейтгармоний проклятья:
![](/gverdi/6/10.jpg)
Риголетто шутовски насмехается над Монтероне. В оркестре изображаются ужимки шута:
![](/gverdi/6/12.jpg)
Монтероне разражается страшным проклятьем, которое отныне как неумолимый рок висит над Риголетто.
Вторая картина. Глухая улица в предместье, где живет дочь Риголетто Джильда. Поздний вечер. Риголетто, закутанный в плащ, вспоминает ужасное проклятье старца. В оркестре звучит мрачная гармония проклятья:
![](/gverdi/6/14.jpg)
К Риголетто подходит бандит Спарафучиле. Между ними начинается разговор, во время которого Риголетто узнаёт в своем собеседнике профессионального убийцу, способного за деньги отправить на тот свет кого угодно, даже знатного вельможу. Таинственный, зловещий разговор проходит на фоне сумрачной музыки в оркестре. Низкий регистр, глухой тембр виолончелей pianissimo, исполняющих основную мелодию, -- все это придает ночной сцене таинственность:
![](/gverdi/6/16.jpg)
Эта небольшая сцена представляет собой единственный в своем роде мрачный ноктюрн. Центральными по значению во второй картине являются две дуэтные сцены: Джильды и Риголетто, Джильды и Герцога. Радостно-возбужденная музыка, резко контрастирующая с зловещим мраком предыдущей сцены, характеризует встречу отца с дочерью:
![](/gverdi/6/18.jpg)
Начинается большая дуэтная сцена Риголетто и Джильды. Она умоляет отца открыть, кто ее мать. В нежной, проникновенной мелодии Риголетто вспоминает о смерти супруги и называет Джильду своей отрадой, своим утешением:
![](/gverdi/6/20.jpg)
![](/gverdi/6/22.jpg)
![](/gverdi/6/24.jpg)
С большим волнением Джильда реагирует на слова отца: беспокойный характер музыки передает ее душевное состояние:
![](/gverdi/6/26.jpg)
![](/gverdi/6/28.jpg)
Риголетто просит Джильду быть осторожной и не выходить из дома, чтобы ее никто не видел. Служанке Джиованне он дает наставление беречь Джильду. В ласковой мелодии, которую поет Риголетто, слышится безграничная любовь его к Джильде:
![](/gverdi/6/30.jpg)
![](/gverdi/6/32.jpg)
Сцена Герцога и Джильды представляет собой любовный дуэт. Вначале Джильда пугается, но затем поддается любовным речам Герцога, выраженным в музыке нежной вальсообразной мелодией. Джильда отвечает ему тем же:
![](/gverdi/6/34.jpg)
<<Как твое имя?>> -- спрашивает его Джильда. <<Меня зовут Гвальтьер Мальде, -- отвечает Герцог, -- я бедный студент>>. Слышны чьи-то шаги... пора расстаться. Полон волнения и стремительности дуэт расставания:
![](/gverdi/6/36.jpg)
Оставшись одна, переполненная любовью, поет Джильда свою знаменитую арию. <<Гвальтьер Мальде>> -- называет она в речитативе дорогое имя возлюбленного ( см. пример 198 ).
В простой песенной мелодии арии раскрывается нежность Джильды, женственность и мягкость ее любящей натуры ( см. пример 199 ):
![](/gverdi/6/38.jpg)
![](/gverdi/6/40.jpg)
![](/gverdi/6/42.jpg)
![](/gverdi/6/44.jpg)
![](/gverdi/6/46.jpg)
![](/gverdi/6/48.jpg)
Ярким контрастом к предыдущему эпизоду является сцена похищения Джильды, сопровождающаяся чрезвычайно выразительным мужским хором <<Тише, тише!>>. Быстрый темп, непрерывное staccato, характерный прерывистый ритм, глухое pianissimo создают впечатление таинственного шепота:
![](/gverdi/6/50.jpg)
![](/gverdi/6/52.jpg)
Особенно колоритны и характерны следующие тональные сдвиги по целым тонам:
![](/gverdi/6/54.jpg)
![](/gverdi/6/56.jpg)
Советуем посетить: