Опера Риголетто, Третье действие

Третье действие. Глухой прибрежный район, в котором бандит Спарафучиле использует для своего притона полуразвалившийся дом. Темно и безлюдно. Риголетто приводит сюда Джильду, чтобы показать ей измену Герцога. Они смотрят в расщелину в стене дома, куда входит переодетый Герцог со Спарафучиле. Герцог пьет вино и поет песенку <<Сердце красавицы>>, приобретшую мировую популярность.

Эта вальсообразная песенка весьма легкомысленна. Она еще больше усугубляет характеристику развратного соблазнителя, умеющего казаться очаровательным юношей. Наряду с этим в ходе драматического действия песенка Герцога, повторяясь дальше, приобретает особый драматический и идейно-эмоциональный смысл, резко контрастируя со всей окружающей обстановкой. Если баллада из первого действия сливается с атмосферой придворного бала, то песенка противоречит обстановке мрачной, зловещей ночи и разбойничьего притона профессионального убийцы. Ома врывается чем-то чуждым и странным в жуткую ночь, прикрывающую готовящееся преступление. Такой контраст является замечательным музыкально-театральным приемом в духе характерных романтических приемов В. Гюго, на сюжет драмы которого написана опера.

Спарафучиле приводит к Герцогу свою сестру Маддалену и оставляет их вдвоем. Находящиеся снаружи Риголетто и Джильда слушают и наблюдают любовные признания Герцога. Он расточает любовные речи, Маддалена игриво смеется и притворяется, что не верит Герцогу, Джильда полна тоски и отчаяния, Риголетто, указывая ей на измену Герцога, угрожает ему. Так складывается замечательный квартет, где в стройном ансамбле, в гармоническом слиянии голосов каждый из участников сохраняет свой самостоятельный характер, свои чувства и страсти.

Партия Герцога в квартете носит характер любовного романса; ей противопоставляются игриво-насмешливые фразы staccato Маддалены, полные жгучей тоски, со стонущими интонациями, фразы Джильды и угрожающая, мрачная музыкальная речь Риголетто:


Скачайте бесплатно песню Wrong группы Depeche Mode в mp3 формате прямо сейчас










Риголетто, отведя Джильду в сторону, велит ей переодеться в мужской костюм и отправиться в Верону, где он завтра будет ее ждать. Начинается буря, во время которой Риголетто договаривается со Спарафучиле об убийстве Герцога. Ночь чернеет, и только вспышки молнии озаряют мрачный, зловещий притон.

Необходимо отметить, что буря здесь не сводится к внешней звуковой изобразительности, хотя использованы все обычные приемы: tremolo, хроматические ходы и даже хор за сценой без слов:

Буря имеет психологический и драматический смысл: природа является как, бы соучастницей происходящих на земле страшных событий и душевных переживаний героев. Недаром Риголетто говорит: <<В небе гроза и буря, а на земле убийство>>.

С черной ночью и бурей еще больше, чем в начале действия, контрастирует знакомая песенка Герцога, которую он поет, засыпая. Самый потрясающий контраст, еще ярче подчеркивающий разыгравшуюся трагедию, наступает в тот момент, когда Риголетто, думая, что в мешке находится убитый Герцог, слышит его голос. Здесь песенка Герцога сочетается с полными ужаса и смятения прерывистыми речитативными фразами Риголетто: <<Чей голос! Брежу я, иль это призрак?>> Несчастный отец со словами <<Вот где старца проклятье!>> падает на труп дочери.

Советуем посетить: