Опера Аида, Первое действие

Первое действие. Первая картина. Дворец в Мемфисе. Главный жрец Рамфис объявляет Радамесу волю богини Изиды, которая указала египтянам, кто должен быть полководцем в войне с эфиопами. Радамес мечтает о славе полководца. Военного характера фанфары сопровождают его речитатив. О своей любви к Аиде он поет в романсе <<Милая Аида>>:




В оркестре звучит новая тема, сразу запоминающаяся благодаря мелодической яркости. Это лейтмотив Амнерис, которая спрашивает Радамеса о причине его восторженного состояния. Радамес рассказывает ей о своем вещем сне, предсказавшем ему славу полководца. Но Амнерис подозревает другое: не влюблен ли он в ее рабыню, эфиопскую царевну Аиду? Появляется беспокойный, тревожный лейтмотив, выражающий ревность Амнерис:

Хроматизмы, быстрый темп, непрерывно пульсирующий ритм передают душевное волнение.

Лейтмотив любви Аиды в оркестре возвещает о ее появлении. Амнерис следит за Радамесом и Аидой, пытается узнать у Аиды тайну ее любви. В этой сцене представляющей собой трио (Аида, Амнерис и Радамес), основное значение приобретает беспокойный лейтмотив ревности Амнерис, получающий широкое развитие.

Фанфары сопровождают появление египетского царя, гвардии, жрецов, военачальников. Гонец возвещает о нашествии эфиопов и о войне с ними. Царь объявляет волю Изиды: полководцем назначен Радамес. Под звуки торжественного марша собирается войско. <<С победой возвратись>>, -- напутствуют Амнерис и хор удаляющегося во главе войска Радамеса.

Аида остается одна. Она повторяет те же слова: <<С победой возвратись!>>. Но ее душа объята ужасом -- победа Радамеса означает гибель ее родины. В выразительном речитативе передана борьба чувств Аиды-- любовь к Радамесу и жгучая боль за страдания отца и родины в случае победы Радамеса:

Она просит богов спасти ее родину, и тут же ей становится страшно: ведь она любит Радамеса. В это время в оркестре и в вокальной партии Аиды снова звучит лейтмотив ее любви:



Аиде дороги оба -- отец и Радамес, а они враги,; Волнение и нежность выражены в этой музыке:


В мелодии, полной страстной мольбы, Аида просит богов послать ей силы снести свое горе:

Ария Аиды приобретает значение драматической сцены благодаря смене чувств в ней, благодаря тому, что она не заключена в рамки определенной формальной схемы, а построена свободно; иными словами; музыка гибко следует за текстом и развитием душевного состояния Аиды. Характерно, что сам Верди эту арию назвал <<сценой>>.

Вторая картина. Внутренность храма Вулкана. Главная жрица и хор возносят моление богу Фта. Молитва чрезвычайно колоритна по музыке и заключает в себе черты ориентализма благодаря своеобразной ладовой структуре: II и VI низкие ступени в ми-бемоль мажоре, интервал уменьшенной терции, постоянный упор на один и тот же звук; арфообразный аккомпанемент воспроизводит игру на лютнях;


Молитве жрицы отвечает строгий хорал жрецов:

Следующий священный танец жриц музыкально и стилистически тесно связан с молитвой, являясь как бы ее продолжением; в нем сохраняется та же ладовая основа:


Вся сцена в храме носит название <<сцены посвящения>>: над головой Радамеса жрецы разворачивают серебряное покрывало, вручают ему священный меч и вверяют участь Египта.

Советуем посетить: