Директор филармонического общества

Верди -- директор филармонического общества. Внешние обстоятельстве помешали Верди сразу приняться за сочинение оперы: он должен был вернуться в Буссето, чтобы занять место умершего провези и таким образом отработать данную ему стипендию. Верди назначили директором филармонического общества в Буссето. По местному обычаю, директор филармонического общества одновременно был соборным органистом. Две должности совмещал и Провези. Но назначение Верди органистом в соборе натолкнулось на сильное противодействие церковных кругов, недовольных слишком светским характером духовных сочинений Верди. Это было время жестокой реакции, когда весь север Италии находился во власти меттерниховской Австрии, когда папа римский обладал не только духовной, но и светской властью.

Оживление и активизация церковно-католической идеологии вызвали оппозицию со стороны передовой интеллигенции, к которой принадлежал Верди. В связи с этим церковное начальство отвергло кандидатуру Верди.

В виде протеста филармоническое общество вывезло из собора все принадлежавшие ему партитуры. Конфликт между филармоническим обществом и соборным начальством длился на протяжении нескольких лет. Весь город был взволнован. Церковные власти все время преследовали и травили сторонников Верди, запрещали собрания филармонического общества. Дело дошло до того, что некоторые приверженцы Верди были даже арестованы за <<политическую неблагонадежность>>.



Тем не менее, Верди много и интенсивно работал в филармоническом обществе: дирижировал концертами, занимался с певцами, сочинял музыку. Не имея возможности играть на органе в соборе, он играл в маленькой церкви францисканских монахов, не зависевшей от местных церковных властей. Туда собирались жители города Буссето, чтобы послушать игру и сочинения Верди. На центральной площади Буссето духовой оркестр играл марши Верди. Имя его становилось известным за пределами города. Он часто выступал не только как дирижер и органист, но и как пианист.

В 1836 году Верди вступил в брак с дочерью своего друга и покровителя Барецци -- Маргеритой. Через два года он вместе с женой и двумя детьми окончательно переехал в Милан, куда он привез только что оконченную партитуру первой оперы <<Оберто, граф Бонифачьо>>.

<<Оберто, граф Бонифачьо>>. В Милане Верди начал хлопоты о постановке своей оперы, хотя это было не так легко. Лавинья, который мог бы оказать ему содействие, умер, связи с музыкальным и театральным миром Милана были в значительной степени потеряны за время жизни Верди в Буссето. Лишь в ноябре 1839 года в театре La Scala состоялась долгожданная премьера оперы <<Оберто>> в несколько переработанном виде. Текст для новой редакции оперы написал молодой поэт и музыкант Т. Солера, творчески сотрудничавший с Верди и в дальнейшие годы.

Опера <<Оберто>> прошла с значительным успехом и выдержала много представлений, хотя первое оперное произведение молодого композитора было еще мало самостоятельным. Успех <<Оберто>> побудил антрепренера театра Мерелли заказать Верди следующую оперу.

В начале 1840 года Верди принялся за работу над комической оперой <<Мнимый Станислав, или День царства>>. Но в это время Верди пришлось пережить страшную личную трагедию. В течение короткого времени смерть унесла его двоих детей и жену.

<<Я был один!.. Один!.. -- писал он в отчаянии. -- На протяжении двух месяцев три дорогих существа исчезли навсегда. У меня больше не было семьи! Среди этих ужасных мук, чтобы выполнить взятые на себя обязательства, я должен был писать и закончить комическую оперу!>>

<<Мнимый Станислав>>. Поставленная в 1840 году, опера не имела успеха. Неудача Верди в какой-то мере объясняется условиями, в которых ему пришлось писать оперу. Душевное состояние Верди было крайне тяжело. Он не мог представить себе, как будет писать оперу на предложенное ему либретто Солера <<Навуходоносор>>. Либретто Верди прочел -- оно ему понравилось. Освободительная идея, яркий и сильный драматизм, образ царя вавилонского Навуходоносора, знаменитого своими завоеваниями, евреи, томящиеся в плену у вавилонян, древний сюжет (VI век до нашей эры), массовые народные сцены -- все будило воображение и было благодарно для музыки. В короткий срок <<Навуходоносор>> (по-итальянски <>) был закончен и включен в репертуар театра.

<<Набукко>> и <<Ломбардцы>>. Премьера <<Набукко>>, прошедшая весной 1842 года в театре La Scala , имела ошеломляющий успех. Овациям не было конца. Хор пленных евреев произвел потрясающее впечатление и сразу приобрел широкую популярность (так же как многие мелодии из последующих опер Верди). Вскоре же после премьеры <<Набукко>>, в начале 1843 года, состоялась премьера следующей оперы Верди, <<Ломбардцы>>, на либретто того же Солера. Опера <<Ломбардцы>> на средневековый сюжет из эпохи крестовых походов имела успех не меньший, чем <<Набукко>>. Быстро она обошла почти все итальянские оперные сцены. Имя Верди было овеяно славой. Как хор пленных евреев из <<Набукко>>, так и хор крестоносцев, идущих в бой за освобождение Иерусалима, из <<Ломбардцев>> звучали на улицах всех итальянских городов. Эти хоры приобрели значение народных революционных песен.

Восторженный энтузиазм, вызванный двумя операми Верди, объясняется общественно-историческими условиями Италии того времени: итальянский народ, стремившийся сбросить иго австрийских поработителей, почувствовал в сюжетах и музыке опер Верди ответ на свою освободительную борьбу против насилия и деспотизма иностранных угнетателей (так же, как в некоторых операх Россини -- <<Танкред>>, <<Моисей>>, <<Вильгельм Телль>> -- и в <<Норме>> Беллини). Пророчество Захарии о гибели Вавилона в <<Набукко>> было воспринято как предсказание будущего освобождения родины. Отсюда такой широкий общественный резонанс опер Верди в Италии, их революционно-политическое звучание.

В музыке этих опер много неподдельной искренности, страсти и темперамента. Хоры и арии отличаются большой мелодической простотой и легко запоминаются. Но Верди не смог еще избежать крупных недостатков: в операх много подражательного (особенно заметно подражание героическим операм Россини и <<Норме>> Беллини); музыка грубовата и часто слишком элементарна; гармонический язык еще примитивен; отсутствуют яркие музыкальные характеристики героев, маловыразительны и неинтересны речитативы; партия оркестра бедна.

В <<Ломбардцах>>, правда, больше мастерства по сравнению с <<Набукко>>, но впечатлению вредит крайне запутанный сюжет с рядом нелепых ситуаций.

И все же монументальная величавость опер, их плакатность, простота музыки -- энергичной, темпераментной и полной страсти, впечатляющие народно-массовые сцены в сочетании с освободительной идеей нашли живой отклик в умах и сердцах революционной части Италии.

Имя Верди, как и имя поэта Мандзони, воспевавшего освободительную борьбу итальянского народа, было окружено политическим ореолом. Постановки его опер вызывали политические демонстрации.

В 40-е годы Верди много и напряженно работал. Это были годы исканий нового музыкально-драматического стиля для воплощения большой, жизненной, волнующей темы. Борьба народа или отдельных героев против гнета, насилия, деспотизма, любовь к свободе и к человеку, горячее сочувствие страждущим и угнетенным -- такова в основном эта тема.

На протяжении 40-х годов Верди писал по одной, а иногда и по две оперы в год. Не все они одинаково удачны и художественно ценны, но в каждой из них ощущаются напряженные творческие искания. В поисках нужной темы Верди обращается к великим творениям Гюго, Байрона, Шекспира, Шиллера. Каждая новая опера Верди тут же ставится на той или иной итальянской оперной сцене.

Опера <<Эрнани>> (либретто Ф. Пиаве по драме В. Гюго) впервые поставлена в Венеции в 1844 году. В том же году в Риме поставлена опера <<Двое Фоскари>> (либретто Пиаве по Байрону). В Милане в 1845 году -- <<Жанна д'Арк>> (либретто Солера по Шиллеру); в том же году в Неаполе -- <<Альзира>> (либретто С. Каммарано по " трагедии Вольтера). Опера <<Аттила>> (либретто Солера на исторический сюжет) поставлена в Венеции в 1846 году. <<Макбет>> (либретто Пиаве по трагедии Шекспира) -- во Флоренции в 1847 году. <<Разбойники>> (по Шиллеру) были заказаны Верди Лондонским королевским театром и поставлены в Лондоне в 1847 году. В Триесте в 1848 году поставлен <<Корсар>> (либретто Пиаве по Байрону). В Риме в 1849 году -- <<Битва при Леньяно>> (либретто Каммарано на исторический сюжет). <<Луиза Миллер>> (либретто Пиаве по драме Шиллера <<Коварство и любовь>>) поставлена в Неаполе в 1849 году. <<Стиффелио>> (либретто Пиаве по малоизвестной французской пьесе) -- в Триесте в 1850 году.

<<Эрнани>>. Из опер Верди 40-х годов нужно выделить, как наиболее удавшиеся и особенно важные с точки зрения идейного замысла и эволюции творчества композитора, <<Эрнани>>, <<Макбета>>, <<Битву при Леньяно>> и <<Луизу Миллер>>.

Сюжет драмы Гюго <<Эрнани>> повествует о герое драмы Эрнани, стремящемся отомстить испанскому королю Карлу V за казнь отца, о раскрытии королем этого заговора и о гибели Эрнани. Борьба против деспотизма королевской власти -- ведущая идея оперы. Динамичность действия, театральность, яркость и острота драматических ситуаций, мрачная романтика сцены заговора в склепе и контрастная с ней сцена свадебного пира, общий тревожный пульс развертывающейся драмы, полные энергической страсти мелодии в ариях, ансамблях и хорах создали <<Эрнани>> шумный успех (не уступавшим успеху предыдущих опер Верди) не только в Италии, но и в других европейских странах. Но <<Эрнани>>, подобно другим ранним операм Верди, не свободна от недостатков: они состоят в преувеличенном романтическом пафосе, в слабой разработанности музыкальных характеристик, в подчиненной роли оркестра (за некоторыми исключениями). Тем не менее, по сравнению с предыдущими операми Верди, <<Эрнани>> -- заметный шаг вперед в овладении музыкально-драматическим мастерством. Прекрасный хор из третьего действия оперы (<<Карлу Пятому слава и честь>>) имеется в фортепианной транскрипции Листа.

<<Макбет>>. Большой интерес представляет собой опера Верди <<Макбет>>. Гениальная трагедия Шекспира с ее потрясающим драматизмом и титаническими страстями возбудили музыкальную фантазию Верди. Идея оперы, как и трагедии Шекспира, -- в неизбежном возмездии за захват власти путем кровавых преступлений.

Безграничное властолюбие и честолюбие Макбета и особенно его супруги леди Макбет, доводящее их до тяжелых преступлений, возбуждает в зрителе ненависть к этим героям трагедии, а их гибель заставляет зрителя проникнуться сознанием и почувствовать, что всякое зло должно быть жестоко наказано. В этом -- гуманистический смысл трагедии. Но не только общая идея привлекла Верди. Ему, как оперному драматургу-реалисту, важны были здесь сильные характеры, столкновения могучих страстей, динамически развивающееся действие, яркая театральность. А такие сцены, как сцена сомнамбулизма леди Макбет или сцена ведьм, совершающих свое колдовство, сами просились на музыку.

Шекспировская драматургия сыграла важную роль в развитии драматизма оперной музыки Верди. В дальнейшем Верди неоднократно обращался к Шекспиру: проектировал написать оперу на сюжет <<Короля Лира>>, а в последние годы творчества написал две <<шекспировские>> оперы -- <<Отелло>> и <<Фальстаф>>, являющиеся блестящим завершением всего творческого пути. Верди готов был жертвовать внешней красивостью ради драматической и психологической правды. Так, он писал одному из либреттистов о своих требованиях к исполнительнице роли леди Макбет: <<Тадолини слишком хороша, чтобы исполнять эту партию. Это, вероятно, покажется вам абсурдом!.. У Тадолини лицо прекрасное и доброе, а я желал бы видеть леди Макбет уродливой и злой. Тадолини владеет голосом в совершенстве, а я бы хотел, чтобы леди совсем не пела. У Тадолини голос изумительный, светлый, ясный, могучий, а я бы хотел, чтобы голос леди был резкий, приглушенный, мрачный. В голосе Тадолини нечто ангельское, а я бы хотел, чтобы в голосе леди было нечто дьявольское>>.

Музыкально-драматический стиль <<Макбета>> предвосхищает многое в поздних операх Верди. Активизируется роль оркестра в особо важных, центральных по своему значению сценах; так, в сцепе сомнамбулизма леди Макбет основное музыкальное содержание передано партии оркестра, в то время как вокальная партия в значительной степени декламационна. Сам Верди писал, что <<важнейших моментов в опере два: дуэт леди с мужем и сцена сомнамбулизма. Если эти моменты пропадут, опера провалилась. И эти моменты ни под каким видом не должны быть распеты: необходимо передать их игрой и декламацией, голосом очень мрачным и приглушенным: без этого невозможно воздействие>>.

В ариозных моментах Верди стремится сделать мелодию драматически осмысленной, выражающей данную конкретную драматическую ситуацию, данный сценический образ. <<Макбет>> -- важный этап на пути развития музыкально-драматического реализма Верди. И в этом помогла ему драматургия Шекспира.

Постановка <<Макбета>> в марте 1847 года прошла с громадным успехом. Насколько идея оперы (осуждение преступного захвата власти) оказалась актуальной в годы освободительной борьбы Италии накануне революции 1848 года, говорит следующий факт: когда во время одной из постановок оперы исполнитель роли Макдуффа пел арию <> (<<Родину предали>>), публика вместе с ним запела ее хором. Эта демонстрация была прекращена вмешательством австрийской полиции. Так постановки опер Верди приобретали политический смысл.

Продирижировав в Лондоне премьерой оперы <<Разбойники>>, Верди получил предложение остаться в Англии в качестве дирижера Лондонского оперного театра. Но, несмотря на выгодные условия, Верди, не желавший расставаться с родиной, отказался от предложения. Ему пришлось задержаться в Париже, где готовилась постановка <<Ломбардцев>> (в новой редакции под названием <<Иерусалим>>).

Советуем посетить: