Опера Риголетто, Второе действие

Второе действие. Приемная во дворце Герцога. Не зная, что в его покоях находится Джильда, Герцог выражает скорбь и возмущение по поводу ее похищения. Но он не может скрыть радости, когда узнаёт от придворных, что она находится здесь, в соседней комнате. Музыка рассказа придворных о похищении Джильды имеет характер несколько юмористического, насмешливого марша:




Следующие две сцены -- сцена Риголетто с придворными и сцена Риголетто и Джильды -- принадлежат к центральным, кульминационным моментам оперы. Риголетто является, напевая шутовскую песенку без слов. Эта песенка по психологической тонкости и правдивости является одной из гениальных находок Верди, изобразившего здесь деланную беззаботность и кривляние глубоко несчастного шута. В предельно простой мелодии песенки чувствуются одновременно внешние ужимки и глубокая душевная боль, страдание. Многие средства музыкальной выразительности участвуют в создании этого внутренне противоречивого образа: минорный лад, паузы через каждые два звука, нисходящие <<всхлипывающие>> интонации. Песенка сопровождается репликами придворных, то жалеющих Риголетто, то насмехающихся над ним:


Наконец Риголетто не выдерживает и требует у придворных, чтобы они вернули ему дочь. В своей арии <<Куртизаны, исчадье порока>> Риголетто сбрасывает маску шута и предстает как гневный, оскорбленный, поруганный отец. В первой части арии, отличающейся громадной силой драматической выразительности, он угрожает и требует; во второй части он, видя свое бессилие, умоляет и взывает к жалости. Такая смена душевного состояния Риголетто отражается на характере музыки арии -- декламационной в первой части и напевно-мелодической -- во второй.

Драматическая декламация первой части арии сопровождается чрезвычайно выразительной партией оркестра, активно участвующего в создании полного трагического пафоса образа:




Яркий, впечатляющий контраст -- плавная, проникновенная мелодия-кантилена второй части арии, где гнев и ярость уступают место жалобной мольбе:




Из покоев Герцога выбегает в слезах Джильда. Обрадованный при виде дочери, Риголетто просит ее рассказать всю правду. Так начинается большая сцена Риголетто и Джильды. Рассказ Джильды о ее встрече с юношей, назвавшим себя бедным студентом (то есть с Герцогом), имеет характер искренней по чувству песни:

Там же, где Джильда переходит к рассказу о её внезапном похищении, музыка отличается беспокойным характером:




Риголетто, клеймя насильников, советует дочери плакать и в горьких слезах найти отраду. По характеру мелодии в ладотональном (ре-бемоль мажор) и интонационном отношении этот фрагмент близок второй (мелодической) части арии Риголетто, что является одним из признаков единства образа, при всем его многообразии:


Большая и разнообразная по музыке сцена, в которой смена различных эпизодов чутко отражает оттенки душевного состояния Риголетто и Джильды, заканчивается их дуэтом: Риголетто клянется жестоко отомстить, а Джильда просит его о прощении. Доминирующая роль здесь принадлежит Риголетто; Джильда повторяет его мелодию. Музыка дуэта производит впечатление своей энергией и горячностью:


Советуем посетить: