Опера Аида, Второе действие

Второе действие. Первая картина. Покои Амнерис.Она окружена одевающими ее рабынями и мавританскими невольниками. В торжественной песне хор рабынь поет славу победителю. Амнерис страстно призывает своего любимого:

Чеканная маршеобразность хора контрастирует с лирической песней Амнерис. Переключение минора в одноименный мажор создает своеобразный колорит. Чтобы развлечь Амнерис, маленькие мавританские рабы затевают танец.


Что входит в обязанности системного администратора itspirit.kz.


Услышав приближение Аиды, Амнерис отправляет рабынь и остается одна в ожидании соперницы. Глухо и мрачно в оркестре звучит лейтмотив любви Аиды. Начинается большая сцена Аиды и Амнерис. Амнерис выражает притворное участие Аиде, чтобы вырвать роковую тайну; она говорит ей о любви, которая должна принести исцеление измученному сердцу. Слово <<любовь>> возбуждает в Аиде большое волнение. В ее вокальной партии порывисто и страстно в быстром темпе звучит мотив любви:

Амнерис внимательно наблюдает за Аидой и продолжает с ней говорить так же притворно ласково и мягко. Это выражено в красивой выразительной мелодии:

Чтобы посмотреть, как это воспримет ее соперница, Амнерис решает ей солгать. <<Радамес убит в бою>>,-- говорит она Аиде. Видя ужас и отчаяние Аиды, Амнерис приходит в ярость. Еще одно слово, и она узнает правду. <<Я пошутила, -- говорит она. -- Радамес жив>>. Нет границ радости Аиды. Тогда Амнерис в бешеном гневе открывает ей свою любовь к Радамесу: <<Я твоя соперница! Но я же -- дочь фараона!>>. Аида, на момент забывшись, хочет сказать, что и она дочь царя; но вспоминает, что она рабыня, и, падая к ногам Амнерис, просит о прощении и жалости. Жалобно-печальная мелодия Аиды контрастирует с гневными фразами Амнерис:





Большая сцена Амнерис и Аиды по своему драматизму и психологической тонкости и правдивости принадлежит к лучшим эпизодам оперы.

Фанфары и мелодия марша из первой картины оперы возвещают приближение возвращающихся войск Радамеса. Аида снова, как в конце первой картины первого действия, возносит мольбу богам.

Финал второго действия (вторая картина) -- грандиозная массовая сцена, ансамблево-хоровая кульминация оперы. Большая площадь в Фивах; на сцене толпа народа, встречающая триумфальное возвращение Радамеса после победы над эфиопами. Бесконечной вереницей идут войска, военные колесницы, развеваются знамена, люди несут священные сосуды, статуи богов.

Входит Радамес и преклоняет колени перед царем и Амнерис, которая надевает на его голову венец. Царь благодарит Радамеса за одержанную победу. По приказу Радамеса стража вводит пленных эфиопов, среди которых находится и отец Аиды, эфиопский царь Амонасро. Радостна встреча отца и дочери. Но Амонасро скрывает от всех, что он -- царь эфиопов. Амонасро, Аида, а затем и пленники просят царя Египта о пощаде. Радамес поддерживает эту просьбу пленников; в знак грандиозного торжества решено пленникам даровать жизнь и свободу, а Аиду оставить с отцом.

Эта большая массовая сцена, достигающая необычайной мощи хорового, ансамблевого и оркестрового звучания, обрамлена триумфальным маршем. Вступление к маршу составляют фанфары, в которых при помощи секвенций создается постепенное нарастание, подводящее к основной теме марша -- торжественной и помпезной:


Другая тема марша (хор женщин) имеет лирический, певучий характер:

Лейтмотив жрецов, исполняемый мужским хором в имитационно-полифоническом стиле, заканчивает этот раздел марша.

Предшествуемые трубачами, проходят египетские войска. Духовой оркестр на сцене вместе с основным оркестром играет другой, очень популярный марш:

Этот марш-шествие непосредственно вливается в балет, вслед за которым возвращается первый марш. Таким образом, получается стройная трехчастная композиция.

После большой сцены с эфиопскими пленниками и Амонасро, развивающейся также в грандиозный ансамбль и составляющей середину всей картины, снова, но еще более мощно звучит начальный марш, в котором соединяются оркестр, три хора (народ, жрецы, пленники) и голоса всех солистов.

Советуем посетить: