Оперы 50-х годов

На протяжении 50-х годов Верди написал шесть опер: опера <<Риголетто>> (либретто Ф. Пиаве по драме Гюго <<Король забавляется>>) -- поставлена впервые в Милане в 1851 году; <<Трубадур>> (либретто С. Каммарано и Л. Бардаре по драме испанского драматурга Гутьереса)-- в Риме в 1853 году; <<Травиата>> (либретто Пиаве по драме Александра Дюма-сына <<Дама с камелиями>>, являющейся инсценировкой его же романа) -- в Венеции в 1853 году; <<Сицилийская вечерня>> (либретто Э. Скриба на исторический сюжет) -- в Париже в 1855 году; <<Симон Бокканегра>> (либретто Пиаве по драме Гутьереса) -- в Венеции в 1857 году; <<Бал-маскарад>> (либретто А. Сомма, являющееся переводом французского текста Скриба) -- в Риме в 1859 году.

В период 50--60-х годов Верди пришел к полному пониманию и осознанию специфических задач оперной драматургии. В своих письмах он писал, что оперное либретто не должно быть многословным, так как слова тонут в музыке, а их большое количество затягивает действие и создает длинноты (ведь спетое слово длится дольше, чем слово сказанное). В этом отношении Верди стоял на иных позициях, чем Вагнер, в операх которого обилие текста является одной из причин крайне медлительного и заторможенного развертывания драматического действия.



Верди считал, что оперное либретто должно быть кратко, лаконично, заключать в себе необходимый минимум слов, что главное в опере -- это человеческие характеры, чувства и страсти, столкновения и конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой.

Свои принципы Верди с большим мастерством музыканта-драматурга воплотил в зрелых операх.

<<Риголетто>>. Опера <<Риголетто>> представляет собой гениальный перевод на язык оперного спектакля драмы В. Гюго <<Король забавляется>>. Работа либреттиста Пиаве над переделкой драмы Гюго в оперное либретто проходила все время по указаниям Верди. Композитора привлекала в драме Гюго социальная идея: противопоставление благородного простого человека, придворного шута Трибуле, переживающего большую трагедию, развратному французскому королю Франциску I.

Драма Гюго была в Париже запрещена цензурой, которая не без основания видела в образе распутного и подлого короля осуждение королевской власти вообще; работа над либретто оперы была прервана из-за вмешательства цензуры, выставившей нелепые требования, от выполнения которых Верди решительно отказался. Но все же ему пришлось пойти на некоторые уступки: действие было перенесено из Парижа в маленькую итальянскую провинцию Мантую, французский король был заменен герцогом Мантуанским.

Перенесение действия из Франции в Италию потребовало изменения имен действующих лиц: вместо Трибуле -- Риголетто, вместо Бланш (дочь Трибуле) -- Джильда. Но эти переделки не уничтожили основную идею драмы -- противопоставление моральной чистоты и благородства простых людей развращенности аристократа-герцога; осталась и идея трагедии социального неравенства.

Напряженность драматического действия, трагический пафос, постоянно сгущающаяся атмосфера мрачной встревоженности, глубокая эмоциональность и драматизм музыки, обобщающей интонации народно-бытовой музыки Италии, выпуклость музыкальных характеристик главных героев оперы делают <<Риголетто>> одним из примечательных явлений мировой оперной классики. Несмотря на некоторую романтическую преувеличенность отдельных образов и мелодраматизм ситуаций (проклятие Риголетто старцем Монтероне, образ профессионального убийцы Спарафучиле, обнаружение несчастным отцом трупа своей дочери в мешке), в опере покоряет жизненная правдивость переживании героев, которым зритель-слушатель не может не сочувствовать.

И все это не только благодаря потрясающей драме, но главным образом благодаря ярко эмоциональной музыке, всегда соответствующей характеру данного героя, характеру драматической ситуации.

Вырастает в опере драматургическая роль оркестра при ведущем (как всегда у Верди) значении вокальной мелодии. О популярности мелодий Верди свидетельствует следующий эпизод, связанный с подготовкой оперы к постановке: опасаясь преждевременного (до премьеры оперы) распространения знаменитой песенки Герцога <<Сердце красавицы>>, Верди скрыл ее от исполнителя партии и дал ему песенку только на последней репетиции. И действительно, трудно найти более популярную мелодию, чем эта песенка легкомысленного юноши. Наряду со многими другими мелодиями Верди, она стала народной.

<<Трубадур>>. Опера <<Трубадур>> развивает те же музыкально-драматические принципы. Драма Гутьереса, по которой написано либретто оперы, является разоблачением мрачного феодального строя в Испании XV века.

В опере очень ярко противопоставлены образы трубадура Манрико и цыганки Азучены образу представителя феодальной власти графа ди Луна. Музыкальные характеристики главных героев (особенно трубадура Манрико, цыганки Азучены и графа ди Луна) выпуклы и даются преимущественно через вокально-мелодическую сферу. Общий характер оперы порывисто-страстный, мятежный, драматически-напряженный.

Однако художественной полноценности <<Трубадура>> вредит крайне запутанное либретто с нагромождением ужасов, с целым рядом эффектных, но мало правдоподобных ситуаций.

По этому поводу писал А. Н. Серов: <<Канва в <> [<<Трубадуре>>] касательно мелодраматических ужасов, конечно, значительною степенью превосходит... самые растрепанные, самые неестественные, самые чудовищные пьесы... с адскими интригами, кровавыми развязками, ядами, кинжалами, преступлениями и мщениями всех сортов>>.

Основной конфликт оперы заключается во вражде двух братьев: трубадур Манрико возглавляет восстание против графа ди Луна, не зная о своем кровном родстве с ним; ди Луна приказывает казнить находящегося в заточении Манрико и лишь после его казни узнаёт от полубезумной цыганки Азучены страшную тайну: он казнил своего родного брата.

Пожалуй, среди всех опер Верди в <<Трубадуре>> особенно много мелодий, быстро приобретших широчайшую популярность и ставших народными. Буквально вся Италия, вплоть до венецианских гондольеров, торговцев сигарами и чистильщиков сапог, пела мелодии из <<Трубадура>>. Ария Азучены <<Пламя пылает>> стала народной песней, а кабалетта Манрико благодаря напористой, активной мелодии и упругому ритму приобрела значение революционной песни.

Некоторые сцены <<Трубадура>> производят неизгладимое впечатление. Одной из них является знаменитое <> в третьем действии: мрачный хор за сценой на фоне зловещего погребального звучания колокола отпевает приговоренного к смерти Манрико, из башни в это время раздается голос Манрико, взывающего в скорбном отчаянии к своей возлюбленной Леоноре, а страдающая Леонора молит о милосердии. Весь трагический ансамбль, сочетающий голоса Манрико (тенор), Леоноры (сопрано) и хора, вырастает в сцену большой трагической силы. <> из <<Трубадура>> имеется в фортепианной транскрипции Листа.

<<Травиата>>. Если постановки <<Риголетто>> и <<Трубадура>> прошли с огромным успехом, то иная участь постигла <<Травиату>>. Первая постановка ее в Венеции в марте 1853 года провалилась. Опера была освистана.

Трудно в наше время понять провал оперы, принадлежащей к любимейшим в репертуаре всех театров мира. Причина провала заключалась в необычности сюжета <<Травиаты>> для того времени: бытовая драма Дюма-сына <<Дама с камелиями>>, в которой главная героиня -- куртизанка, падшая женщина (точный перевод итальянского слова <>), казалась неслыханной дерзостью на оперной сцене. Бытовые сюжеты были приняты только в комической опере, но не в опере с трагическим содержанием.

Вместо средневековья -- современная обстановка, вместо романтики замков и подземелий -- парижский салон или дача под Парижем, вместо герцогов и вельмож в камзолах и со шпагами -- мужчины и дамы в современных костюмах -- все это в опере было слишком непривычно...

И действительно, <<Травиата>>, как бытовая интимная опера лирико-психологического плана, оказалась ниспровержением установившихся традиционных представлений об итальянской опере.

Идея оперы -- трагическая судьба женщины в буржуазном обществе -- в высшей степени прогрессивна: опера Верди, как и драма-роман Дюма, явилась своеобразным осуждением мещанской буржуазной морали, жертвой которой становится Виолетта, проникнувшаяся настоящим большим чувством к Альфреду. Содержание оперы сосредоточено вокруг Виолетты -- вначале легкомысленной куртизанки, под влиянием сильного чувства перерождающейся, вырастающей на глазах у зрителя; вынужденная подчиниться мещанским предрассудкам, царящим в так называемом <<высшем свете>>, глубоко страдая, она отказывается от своей любви. В этом основной конфликт оперы, где личная драма приобретает общественный смысл.

<<Травиата>>, провалившаяся на первом представлении, быстро приобрела мировую славу. Даже сам автор романа А. Дюма-сын сказал: <<По прошествии пятидесяти лет никто не вспомнил бы о моей <<Даме с камелиями>>, но Верди обессмертил ее>>. Обратившись в <<Травиате>> к интимно-лирической драме, Верди вместе с тем не прекращал работы над операми героико-патриотического содержания.

<<Сицилийская вечерня>>. В <<Сицилийской вечерне>>, поставленной впервые в Париже в 1855 году, Верди развивает линию своих ранних героических опер (<<Набукко>>, <<Ломбардцы>>, <<Битва при Леньяно>>), но на более высокой творческой ступени, уже обладая большим опытом и мастерством.

Написанная на сюжет из истории борьбы народа Сицилии против французских угнетателей, <<Сицилийская вечерня>> органически сочетает особенности национальной итальянской оперной драматургии с некоторыми традициями французской <<большой>> оперы. Получив заказ на оперу еще в 1852 году, Верди отправился в Париж, чтобы на месте изучить принципы французской <<большой>> оперы. Этого требовал самый заказ написать оперу для Парижа; этого требовало либретто Скриба -- автора многочисленных либретто опер Мейербера, Обера и других французских композиторов. Высоко ценя оперный талант Мейербера, Верди стремился обогатить итальянскую оперу, сделав ее сценически более эффектной, насытив ее яркой театральностью по образцу французской <<большой>> (мейерберовской) оперы. Напомним, что французская <<большая>> опера отличалась обилием эффектов, постановочной помпезностью, массовыми сценами, роскошным балетом.

Но если в операх Мейербера исторический сюжет служил поводом для создания блестящего и эффектного спектакля, то Верди поставил перед собой задачу подчинить все атрибуты <<большой>> оперы выявлению высокой патриотической идеи. Лишь балет <<Времена года>> в этой опере явился уступкой далеко не лучшим традициям парижской Grand Opera и органически с действием оперы не связан. Все же остальное -- музыкальные характеристики главных действующих лиц и драматических ситуаций, мелодическое богатство, яркие контрасты -- свидетельствует о возросшем мастерстве Верди.

<<Симон Бокканегра>>. Опера <<Симон Бокканегра>> (1857)--произведение переходного значения, очень неровное по художественным качествам. Наряду со страницами большой психологической глубины и впечатляющей силы, принадлежащими к лучшему из всего, что было создано Верди, в нем есть сцены, в которых вдохновение изменило композитору: много однообразных речитативов; вредит опере крайне запутанный сюжет (действие оперы разыгрывается в Генуэзской республике в XV веке; Симон Бокканегра -- бывший пират и нынешний правитель республики). Понимая недостатки оперы, Верди значительно позже (в начале 80-х годов) ее переработал и сделал во многом совершеннее.

<<Бал-маскарад>>. Опера <<Бал-маскарад>> (1859) -- одна из популярных опер Верди. Переведенное на итальянский язык либретто Скриба представляет собой историю заговора против короля Швеции Густава III и его убийства. Этой опере пришлось, как и <<Риголетто>>, преодолеть большие цензурные затруднения. Австрийская цензура, встревоженная вестью о покушении на французского императора Наполеона III, запретила оперу, в которой показаны заговор и убийство короля. Верди пришлось перенести место действия из Швеции в Америку и превратить шведского короля в бостонского губернатора Ричарда Варвика.

Друг Ричарда Ренато делается заклятым врагом Ричарда из-за того, что последний влюбляется в жену Ренато Амелию. Ренато присоединяется к группе заговорщиков, которые во время бала-маскарада убивают Ричарда. Романтический сюжет, конфликт между двумя бывшими друзьями, убийство в сцене маскарада, эффектные эпизоды (вроде сцены предсказаний колдуньи)' возбудили фантазию Верди. Опера по мастерству психологической обрисовки действующих лиц, по использованию жанровых и народно-бытовых элементов в музыке, по характеру мелодики близка <<Риголетто>>, но в ней, как и в <<Сицилийской вечерне>>, ощущается влияние французского оперного искусства; это сказывается в ряде театральных эффектов, в некоторых музыкально-сценических образах, в характеристической, а иногда декоративной роли оркестра.

Политическая деятельность Верди. В конце 50-х и начале 60-х годов Верди был особенно захвачен политическими событиями. Это был период активизации освободительной борьбы Италии против австрийского ига. Вся страна пришла в движение. После войны с Австрией 1859 года Верди явился одним из организаторов подписки в помощь раненым и детям погибших воинов; он организовал покупку оружия для города Буссето, с энтузиазмом приветствовал революционную деятельность Мадзини и Гарибальди. Но Верди, который в творчестве был подлинно народным художником, проявил ограниченность, непоследовательность и недостаточное понимание политических событий: он голосовал за объединение Италии под эгидой королевской монархии; в числе депутатов города Буссето он поехал в Турин к королю Виктору-Эммануилу с мандатом о присоединении Пармского герцогства к Пьемонту.

Когда в 1860 году был создан первый общеитальянский парламент, Верди был избран членом парламента и депутатом от города Буссето. В этой должности он пробыл до 1865 года. Так имя Верди связывалось с борьбой за объединение Италии. Характерно, что имя Verdi расшифровывалось по буквам, как Vittore Emmanuele re d'Italia (Виктор-Эммануил, король Италии), и являлось знаменем объединения Италии, первым королем которой и был Виктор-Эммануил.

Общественная и политическая деятельность отвлекала Верди от творческой работы. Чтобы найти покой и благоприятную обстановку для творчества, он подолгу жил в своей вилле Сант-Агата. В 1859 году Верди женился на оперной певице Джузеппине Стреппони, в которой приобрел на всю жизнь искреннего и верного друга.

Советуем посетить: