Опера Травиата, Первое действие

Первое действие. Гостиная в доме Виолетты, роскошно сервированный стол, сходятся гости. Музыка сцены, естественно, носит танцевальный, радостно-возбужденный характер. Гости просят Альфреда спеть что-нибудь. Альфред, поднимая бокал, поет застольную песню в характере вальса.

В песне есть легкость, изящество. Благодаря этому, а также мелодической яркости и запоминаемости застольная песня завоевала широкую популярность.

После Альфреда второй куплет поет Виолетта, затем оба вместе в сопровождении хора и других солистов.

Начинается вальс, легкий и подвижный. Форшлаги придают вальсу особую остроту:

Но вальс здесь не только танец. Он органически входит в драматургическую ткань оперы. Во время вальса начинаются любовные признания Альфреда. Такое взаимопроникновение танца и драматической сцены -- один из признаков реалистической драматургии Верди.



В характере медленного лирического вальса поет Альфред Виолетте о своей любви -- могучей и чистой, о трепете своего сердца. Тут же звучит нежная и страстная мелодия любви, близкая, как было сказано выше, второй (любовной) теме из вступления:





Виолетта дразнит Альфреда. Ее игривая беззаботность выражена в легких фиоритурах.

Альфред продолжает свои страстные признания во время возобновляющихся танцев. Постепенно гости расходятся. Уходит и Альфред. Виолетта остается одна. Слова Альфреда запали ей глубоко в душу. Начинается большая ария Виолетты: <<Не ты ли мне в тиши ночной в сладких мечтах являлся?>> Нежная мелодия первой части арии напоминает медленный, меланхолический вальс:

Тут же Виолетта повторяет страстную, светлую мелодию любви, которую ей только что пел Альфред, открывая свое чувство ( см. пример 215 ), Но нет, говорит Виолетта, все это пустые мечты. Веселье и беззаботная жизнь -- её удел; нужно <<быть свободной, быть беспечной, в вихре света мчаться вечно>>. Здесь музыка приобретает характер живого, блестящего вальса, раскрывающего образ легкомысленной куртизанки, жизнь которой -- сплошной праздник. Легкие колоратуры способствуют созданию такого образа:

Во время арии издали доносится голос Альфреда, повторяющего любовную мелодию. Игриво-беззаботный вальс Виолетты сочетается с нежной, страстной мелодией любви Альфреда.

Советуем посетить: