Опера Травиата, Второе действие
Второе действие. Первая картина. Дачный дом близ Парижа, где живут уже три месяца Виолетта и Альфред. Центральное по значению место в этой картине занимает большая сцена Виолетты и Жермона, убеждающего ее расстаться с Альфредом. Это яркий образец дуэта, перерастающего в большую драматическую сцену, где моменты речитативно-декламационные перемежаются с ариозно-мелодическим пением. И Виолетта и Жермон имеют свою индивидуальную рельефную музыкальную характеристику: проникновенные, то взволнованные, то нежные, искренние и задушевные мелодии Виолетты контрастируют с мелодиями Жермона, в которых чувствуется притворное участие.
Тепло и нежно говорит Жермон о своей любимой дочери, браку который мешает связь Альфреда с Виолеттой:
Но там, где Жермон пытается убедить Виолетту в том, что Альфред ее забудет, когда пройдет увлечение; что он говорит это все, желая ей счастья, -- музыка его выдает. В ней чувствуется неискренность, фальшь его речей;
Совсем другой характер имеет партия Виолетты. Сколько душевного волнения там, где она говорит о своей страсти к Альфреду, о том, что ей лучше умереть, чем расстаться с ним:
И сколько тоски в этой простой и грустной мелодии:
Сколько душевной чистоты и вместе с тем страдания там, где Виолетта выражает готовность принести в жертву свое счастье ради счастья дочери Жермона:
В последнем разделе сцены, в ее быстром темпе, пунктирном ритме выражена решимость Виолетты отказаться от своего счастья;
Следует обратить внимание на то, как изменился образ Виолетты по сравнению с первым действием: игривая и веселая беззаботность уступила место проникновенной, глубокой человечности под воздействием охватившего ее душу большого чувства.
Происходит короткая встреча Виолетты с только что вернувшимся Альфредом. Зная, что она покидает его, но не говоря ему об этом, она изливает свое пламенное чувство в мелодии, достигающей большой силы страсти;
После ухода Виолетты Альфред, читая ее записку, узнаёт весь ужас правды. Он в отчаянии. В это время является Жорж Жермон, который пытается убедить сына забыть горе и вернуться в родной дом (ария <<Ты забыл свой край родной>>).
Занятый тяжелыми мыслями, Альфред не слышит увещеваний отца. Увидев на столе письмо Флоры, приглашающей Виолетту на бал, он бежит из дому.
Вторая картина. Бал у Флоры. Гости рассказывают друг другу под звуки веселой бальной музыки сенсационную новость: Виолетта рассталась с Альфредом и на балу будет с бароном. Начинается маскарадное представление -- гадание цыганок:
выступление испанских матадоров, рассказывающих в песне о храбром андалузском матадоре Пикильо, полюбившем молодую андалузку, которая обещала ему свою любовь при условии, если он сразит в цирке пять быков подряд. Песня эта носит характер вальса:
Все маскарадное представление является как бы временным отстранением от основной линии драмы, тем больше по контрасту подчеркивающим ту драматическую кульминацию, которой закончится действие.
Подготовкой драматического взрыва, ожидающегося столкновения Альфреда с Виолеттой является игра в карты, где основная выразительная роль принадлежит оркестру. Музыка сцены, в которой происходит ссора Альфреда с бароном, опять-таки напоминает вальс:
В отрывистости, стаккатности, в ритмическом пульсе, в форшлагах, в мелодическом строении есть нечто общее с вальсом из первого действия, что говорит о наличии тонких интонационных связей в опере. Но по существу, по образному значению эти две сцены глубоко различны: вальс из первого действия подготавливает первое любовное признание Альфреда и Виолетты; игра в карты (Allegro agitato) -- трагическую сцену публичного оскорбления Виолетты.
Поэтому в первом случае -- типично бальная, салонная музыка; во втором же случае музыка сумрачная, тревожная, вызывающая в слушателе чувство напряженного ожидания.
<<Темный>> тембр виолончелей и фаготов, низкий регистр способствуют созданию соответствующего настроения.
Этой музыке, непрерывно нагнетающей чувство большой тревоги, контрастируют полные страдания фразы Виолетты:
В следующей сцене Альфреда с Виолеттой тревожная музыка в оркестре непосредственно подводит к драматической кульминации, во время которой Альфред вне себя от ярости бросает деньги к ногам Виолетты:
Второе действие заканчивается большим ансамблем, разряжающим напряженную атмосферу. Каждый из участников этого ансамбля выражает свои чувства, свое отношение к развернувшимся событиям: Жермон упрекает Альфреда за его поступок, Альфред раскаивается, Флора его успокаивает, Виолетта, придя в себя, говорит о своей любви и страданиях, гости также принимают участие в разыгравшейся истории. И все это соединяется в стройный ансамбль, принадлежащий к наиболее выразительным по музыке ансамблям в творчестве Верди.
Советуем посетить: